Часть 1, интуитивная.
Часть 2, психотерапевтическая.
В психотерапии работа идет на то, чтобы клиент выходил из слияния со своими чувствами, идеями, потребностями.
Волнуюсь, как воспримут читатели. Звучит жестко. Ибо в последнее время слияние стало словом чуть ли не оскорбительным.
Уж сколько про это слияние пишут в интернете: это такой младенческий способ жить, это незрело, нездорово и т.п.
Вот и скажут - уж я-то точно не такой! Или - как же мне стыдно, я именно такой!
Информация к размышлению: подавляющее количество нашего времени мы все проводим в слиянии с чем-то.
Например, когда я набираю текст на клавиатуре, то мое внимание направлено на то, что я пишу и как. Я перестаю чувствовать стул, на котором сижу. Также я могу не замечать своих близких, которые маячат на заднем плане и о чем-то со мной пытаются поговорить. В тот момент я вовсе не думаю о своих отношениях с родителями. Я забыла про счет за коммунальные услуги. И, как только все перечисленные вещи исчезли из моего поля зрения, я тотчас же впала с ними в слияние.
Как только мое внимание вернется и будет направлено в эти области, я смогу что-то сделать со своими счетами, с общением и со своим телесным комфортом. И, как только оно пойдет туда, то в фон попадет целая куча всего остального. И я опять окажусь в слиянии почти со всей вселенной, кроме, может быть, счета за электричество. Так своим вниманием мы организуем и направляем нашу жизнь.
По большому счету, психотерапия - это практика внимательности. К ней прибегают, когда у человека есть проблемы, а все известные ему способы их решать уже исчерпаны. И здесь задача терапевта - помочь клиенту отыскать свои ключи не там, где светло, а там, где он их потерял. Как в известном анекдоте.
Все это делается за счет терапевтических вопросов, фокусирующих внимание клиента на определенных аспектах его опыта. Внимание может касаться эмоций, отношений, логических конструкций.
Многие клиенты опасаются идти к психологу. Потому что вдруг они откроют ему свою душу, а он начнет поучать. В прошлом опыте клиент неоднократно получал подобный горький опыт.
читать дальше
Но терапевта нанимают не для того, чтобы он поучал. Это такой специальный человек, который вникает в переживания клиента и помогает делать его эмоции, ценности и поступки более ясными и явными для него же.
И это может быть очень неприятным, ведь подобные открытия могут не соответствовать представлениям о себе (например, как о человеке бесконфликтном, бескорыстном, всесильном).
Но это же и возвращает силы и волю к жизни. Как правило, удержание определенного образа себя отнимает много сил. Когда-то, в сложной ситуации клиента, решение стать уступчивым или демонстрировать свою невозмутимость было правильным. Но мир изменился, а маска приросла к лицу. И, когда восстанавливается возможность на некоторое время ее убрать, то возвращаются силы и вкус к жизни. Освободившуюся энергию можно потратить на что-то более подходящее и более желанное для этой жизни.
А бывают еще ситуации, когда маски больше нет. Травмирующие события разбили ее вдребезги. И вдруг стало трудно и небезопасно. А окружающие живут себе и не видят, как клиент обнажен перед миром. Теперь перед ним стоят задачи защититься, отдышаться и постепенно найти и восстановить себя.
Исходя из полученных представлений о себе, клиент сам принимает решение о том, меняться ему или нет.
Есть такой вариант - сделать свое уже существующее поведение еще более целенаправленным.
Или изменить свое поведение и начать удовлетворять свои потребности более комфортным способом. Например, любовь, близость и нежность клиент решает организовывать себе в жизни сам, через осознанный выбор людей, способных дать ему это.
Слияние - это состояние, когда мы перестаем рефлексировать. Потому что происходящее очевидно нам. Конечно, разве же можно как-то иначе? Мы пребываем в слиянии почти всегда, иначе мы бы распались от огромных трат энергии на то, чтобы приспособиться к каждой ситуации в течение всего дня.
Точки слияния мы проходим на автомате, не замечая, что можно было как-то еще. Но терапия усложняет жизнь клиента. Терапевт вмешивается в некоторые очевидные вещи. В итоге на том месте, где был автопилот, появляется меню с возможностью самому выбрать свое поведение.
Клиентский труд при этом имеет место быть, и местами он каторжный. Мало того, что нужно удерживать свое внимание не там, где светло, а там, где ключи потерял. Так еще и открытия о себе могут вызывать совершенно разнообразные чувства. Терапевт старается дозировать эту нагрузку до переносимой.
Так осуществляются самые глубокие изменения, на которые способна психологическая работа. Часто это не нужно, достаточно более легкой работы. Консультирования, информирования, поддержки. А на подобный труд клиент обычно решается, испытывая сильную душевную боль.
После завершения курса терапии в арсенале клиента остаются все инструменты и способы самонаблюдения. Часть третью, консультационную, опишу позднее. Чтобы народ работой до седьмого пота не пугать. С любопытством прочитаю ваши комментарии.