Психолог может работать в режиме «справочное бюро», но в принципе длительная психотерапевтическая подготовка предполагает более сложную систему работы. «Справочным бюром» иногда нужно быть, и если что-то понимаешь в воспитании детей, в педагогике, в спорте и т.п. - каждый в своем - то это очень славно. Это называется консультативный режим работы психолога.
Иногда проблемы клиента невозможно разрешить в консультативном режиме и вступает в действие режим терапевтический. Правда, сие надо обязательно оговаривать, потому что так вопросы и интервенции очень специфичненькие. Нужно объяснить, что к чему делается и зачем. А то много может остаться недоумения и обид на психолога. Да и психолог думает - моя работа пошла всуе, «клиент не готов». А не было контраста на это. Но иногда только такой уровень работы может что-то подвинуть, хотя консультирование - оно, конечно, всем понятнее и проще.
Я делюсь обычно, потому что мне интересно. Красота метода в том, что он работает с актуальным опытом, с чувственным опытом, в общем то, что у нас слегка заметается под ковер в системе, где один человек транслирует другому инфу голова в голову и непрерывно «объясняет причины».
Итак, гештальт-терапевт исследует исследует систему отношений человек-окружение (иногда гештальтисты говорят «поле», оно в каждом конкретном случае свое). Почему важно исследовать поле? Ну вот художническое такое сравнение. Вот понравилась золотая вазочка живописцу, и он намечает контур вазочки и заливает его красивым открытым желтым цветом, которые он подметил на вазочке. Ведь он такой потрясный оттенок купил в «Передвижнике»! Он как будто бы для этой вазы. Но лист вокруг остается белым. И вот, дело сделано. Не то! Нет блеска, вазочка кажется жухлой и все не то, что задумано. Чтобы эффект был адекватным, нужно брать другой модуль анализа - рассматривать не собственно цвет вазы, а взаимоотношения вазы с фоном. Так и психологу, не всегда полезно исследовать проблему клиента, в которую его могут директивно тащить или пассивно ждать, когда же этот говорун начнет наконец вещать «по делу», а прихватить кусок фона.
Психолог является частью окружения, и они с клиентом «наваривают» соответствующую атмосферу вместе. Здесь каждый из участников личностно вкладывается в то, чтобы эти отношения стали такими, какие они есть. Исследование этих отношений
в длительной терапии могут составлять важнейший пласт работы. Он также используется как элемент диагностики ситуации клиента.
Любой человек, когда коммуницирует, то передает человеку не только информацию из головы в голову. Он несет более цельное послание. Например, мамы, выдающие полезную информацию, иногда выдают ее таким поучающим тоном, что взрослому ребенку хочется надеть на голову тазик и отползти. Хотя там могут быть реально полезные советы, которые могли бы предотвратить какой-то бытовой косяк.
Обращать внимание на все компоненты этого послания - важная часть работы психолога, т.к. другие люди тоже могут на это реагировать. Ребенку важно увидеть намерение мамы, а маме - почувствовать эффект, которые она производит своим голосом. Каждый может стоять на своей правоте, но конфликт можно преодолеть, если чуток децентрироваться и увидеть в другом не виданное доселе.
Приведем еще примеры.
читать дальше
Пример один. Клиент очень собранный, очень трудолюбивый, пришел решать важный вопрос. Вот, говорит, квартира есть, машина есть, жены нет. Где искать жену-фею, жену-не жадину? А зачем вам жена? - уточняет психолог. Психолог, конечно, хотел прояснить, какие потребности клиента стоят под женитьбой. Но он как-то так кривенько сформулировал, а клиент услышал «Да не нужно вам эту жену, ишь чего надумал!». Психологу стоило сформулировать свой вопрос аккуратнее, а у клиента в голове уже зазвучал внутренний голос, нашептывающий «Тебе этого всего не надо! Я знаю, что тебе лучше надо!» Этот голос, когда еще был мамой, то давил все его инициативы в подростковом возрасте. Мама-удавка, мама-злюка. Он так потом продирался через это все, чтобы чего-то достичь. Клиент выдает комок ярости. Он не очень старается быть конструктивным, он яростен, потому что психолог этого «заслужил» (вспоминаем критерии западания в тирана). Психологу, если он не отморозил себя и свои чувства, по-человечески становится страшно. Еще пару таких же «свечек» от клиента - и совсем страшно, а в конце обидно. Он начинает думать о том, что в этом пространстве он находится не желает. Нет, он конечно будет работать, и его задача - сделать неявное явным (а не отработать свахой). Здесь со стороны психолога требуется очень аккуратная работа, которой долго и муторно учат. А для клиента большое значение имеет умение посмотреть на происходящее со стороны. Очень многие люди слиты со своим аффектом (мне плохо=> мой собеседник плохой). Это влияет на срок и прогноз разговорной психотерапии. Это не про плохость клиента, это про параметры работы. Итак, в системе сложившихся отношений становится ясным, что рядом с этим человеком опасно проколоться, поэтому женщины рядом не задерживаются и уходят к тому, кто помягче. Так проявляется трагедия, в которой человек открыл сердце, подготовил гнездышко, а его женщин перехватывают более простые и менее достойные конкуренты. Да и какие! Пузо, пиво, попса и мещанская жизнь в перспективе. Вот какие женщины у нас пошли, ведутся на такое. Здесь недооценивается важная компонента - требовательность, атмосфера оценивания и страх. Кстати, возможно, клиенту в детстве было очень страшно. Такие проблемы советами в духе «а вы сходите еще туда, попробуйте там найти себе достойную женщину» не решаются - нужно учиться удерживать контакт с женщинами и искать удовольствие в моменте.
Пример два. Так, например, клиент может жаловаться на то, что его не слушают. Он убежден, что это происходит из его чувства малоценности, и просит психолога поработать с его «любовью к себе». Психолог в процессе работы может заметить, что он очень, выше обычного своего уровня, напряжен и сконцентрирован. Чем же может быть обусловлено это напряжение, если клиент по-человечески вежлив и темы поднимает интересные? Тут может сработать простая человеческая чувствительность, и вместо глубинного анализа детско-родительских отношений можно заметить, что клиент говорит быстро, поднимает сразу 20 тем, и очень сильно нужно вовлекаться, чтобы это все уловить и одновременно удерживать все линии повествования. Таким образом, люди, которые могут находиться рядом с нашим клиентом, могут быть просто не готовы к такому темпу и плотности подачи, и будут выпадать в транс, либо тихонечко уходить. Останутся только самые стойкие.
Конечно, с детско-родительскими отношениями это тоже может быть связано - тут проще всего предположить, что клиента подгоняли.
В общем, важно выйти из пространства правоты-неправоты и обратить внимание на простейшие вещи, которые лежат под ногами. Вот как-то так.