В предыдущем посте я выкладывала видео, которое мы с Натальей записали по поводу рисовальных и психологически затруднений. У кого музыка, поэзия, танцы и пр. - возможно, найдутся и свои параллели. Приложу к нему Наташин текст, с которым она его выкладывала - мне кажется, он имеет самоценность, чтобы с ним ознакомиться. Судя по откликам в соцсетях, мы открыли ящик пандоры. А вообще-то у нас уже записано продолжение этого разговора, которое выпустим на следующей неделе.
читать дальше
«Три убеждения, которые мешают рисовать».
Ситуация: во время занятия или самостоятельной практики ученик сталкивается с трудностями и не может продвинуться дальше. Он приходит с проблемой к преподавателю. Преподаватель разбирает проблему, и часто бывает, что в какой-то момент упирается во что-то, связанное с эмоциями и переживаниями. И с позиций навыков рисования, решения изобразительных задач этот барьер не преодолеть.
Проблема: преподаватель хочет помочь, но эмоции и переживание - это поле психологии. Преподаватель может опереться на свой или наблюденный опыт и поделиться им, может проявить эмпатию, но вообще-то это - отдельная задача и работа психолога. Преподаватель умеет передавать навыки работы с изображением, ведения проекта и так далее. У нас просто может не быть нужных компетенций и инструментов
Это моя проблема. Больше половины затыков в рисовании среди людей, с которыми я работаю, - такого рода, назовем их для простоты психологическими.
Я как ученица чаще всего попадала в ситуации, которые грубо можно описать как «твои переживания не имеют отношения к делу, соберись, сконцентрируйся и работай». Сейчас я разгребаю последствия такого отношения: подавление эмоций и переживаний, их отрицание до добра не доводит. В другие ситуации я не попадала, но наслышана. Есть стратегии намеренного расшатывания эмоционального равновесия, грубо говоря, раскармливание невроза. Такой художник может работать очень эффектно, но недолго. Или несчастливо. И есть куча убеждений, накрученных вокруг творчества. Ну там, про страдания и боль, жертвы на алтарь искусства и без этого - не настоящий художник. Другой конец шкалы, противоположный "соберись и рисуй".
То есть, вот у нас есть желание/необходимость сделать новое, научиться, решить задачи, придумать ход. И в процессе мы можем столкнуться с затыком, имеющим корни в эмоциях и переживаниях. «Руки опускаются», «никогда не получится», «страшно», «все время по одним и тем же рельсам», «не доделываю», «тошнит уже от этого» и так далее. Куда вот с этим? Сделать вид, что ничего не было? К преподавателю? Собратьсятряпке и терпеть, потому что а чего ты хотел, это жизнь, бог терпел и нам велел?
Что делать? Мне кажется, в первую очередь - признать существование эмоций и переживаний в процессе обучения рисованию (хорошо бы вообще признать их, с одной стороны, а потом научится с ними жить и трудиться, чтоб долго и счастливо). Во-вторых - научиться отделять одно от другого, обучение от переживаний по этому поводу, и работать с этим по отдельности. Работать с изображением поможет преподаватель. С эмоциями - психолог.
Пока в штате Школы дизайна нет психологов, мы вместе с психологом Светланой Дремовой решили объединить усилия и рассмотреть часто встречающиеся рисовальные затыки с позиции преподавания и с позиции психологии. Света - не только психолог, но и художница с опытом преподавания, поэтому она не понаслышке понимает проблемы, о которых мы говорим.
Поводом для видео «Три убеждения, которые мешают рисовать», стала «педагогическая сказка для младших школьников», от которой меня так разбомбило (потому что я вынуждена разгребать последствия такого подхода, вместо того, чтобы радостно в два раза больше со студентами красить), что стало ясно: пора. Осторожно, триггер-контент: непослушные дети, деспотичная Марьиванна и просто трэш) Видео - в каментах.
Если у вас есть вопросы или темы для обсуждения - предлагайте в комментариях, может быть, мы они лягут в основу нашего следующего видео. (с) исходная публикация
Дальше опять мое.
Еще сейчас, в постконтакте с собственным же записанным видео, у меня возникают такие мысли, что обучение искусству идет в параллель с личностным ростом. Проблема показа своего творчества, конкуренция и сотрудничество, послушание или непослушание авторитету - поднимаются такие скелеты в шкафу, которые так бы и лежали там. И здесь, пожалуй, невозможно достичь такой точки «проработанности», начиная с которой я возьму и найду тему, и смогу спланировать и реализовать, а потом покажу спокойненько так. На этом этапе, если он и достижим, возникают другие кризисы и другие трудности, связанные с тем, что рутина повторяется. То, что проблемы появились - очень жаль, конечно, но с другой стороны это же и неплохо. Как говорил мой педагог по рисованию, которому на тот момент уже было за 80, «нарывайтесь на трудности» (при должном объеме психологической и методической поддержки, конечно).