Со школьных лет мы знаем, что, если хотим привлечь других людей, то нужно побольше говорить о них, а не о себе. Что «я» - это последняя буква в алфавите, а интересоваться другими - это высшая ценность.
Однако на практике люди иногда сталкиваются с тем, что они активно, даже очень активно интересуются, а друзей все еще не приобрели - эти самые другие аккуратно отползают, сводят все на нет, не проявляют инициативу и не откликаются на нее.
С чем это может быть связано?
С тем, что, интересуясь другими, вы слишком активно проецируете туда что-то свое.
Проекция - это понимание о том, как что-то устроено. Но начинается оно внутри самого человека и представляет собой скорее вектор внутреннего мира, направленный по отношению к миру внешнему. То есть у каждого оно свое и очень субъективное. Немного бытовых примеров.
Маленький мальчик Петя привык, что он хороший мамин мальчик и всегда получает лучшее яблочко из тарелки с фруктами. Мир Пети беззаботен, а окружающие милы. Петя поступает в первый класс. В первый же день в школе он заходит в школьную столовую и видит поднос с кучей стаканов компота. Не долго думая, Петя опрокидывает в себя первый стакан, второй..и тут его одергивают. Начиная с этого стакана, постепенно в мире Пети разрастается крах. Оказывается, люди не очень-то милы и щедры. С этих пор, не без помощи мамы, Петя понимает, что есть люди хорошие и плохие. Хорошие - это те, кто думает о других и делится. А плохие - это те, кто эгоисты, не обращают внимание на желание других и не считаются с ними, и даже компот ребенку жалеют.
Здесь даже не то чтобы Петя проецирует, а скорее он впитывают мамину модель, а мама видит людей так. Но, если он согласен с мамой, а в юные годы сложно не согласиться с родителем, он будет видеть людей именно так. Позже у него оформится собственный интерес и он начнет видеть как-то по-другому и ценить за другое. Оставим Петю до этого этапа жизни, и обратим внимание пока на маму.
Мама Пети родилась в высокоагрессивной семье, и там ей было плохо. Сейчас, большой ценностью для нее является возможность уступить, посвятить себя другому и поделиться чем-то хорошим. Поэтому лучшие яблочки всегда предназначались Пете. Людей, которые сразу не проявляют себя щедрыми, Петина мама считает не то чтобы плохими, а не достаточно развитыми по отношению к ней. Но мама знает, что не все люди проходят через такой сложный опыт, как она, и не все так через это развиваются, поэтому с замкнутыми людьми она дружелюбна, терпелива и немножко назидательна. Это накладывает свой отпечаток на общение, и люди избегают правильную женщину, всегда готовую помочь. С ней они не могут проявить себя такими, какие они есть. Ведь она говорит только о хорошем, а, если с ней поговорить о плохом, то подожмет губу и даст человеку возможность самому исправиться и перестать «агрессировать» и «негативить».
Идут годы, Петя вырастает. У него пробиваются усы и борода. И тут наконец Петя понимает, что все это время был балованным маминым мальчиком, презренным слюнтяем. Он приходит к тому, что задача мужчины - быть сильным и деятельным. Он все чаще берет на себя активную роль. Как и многим юным людям, ему очень хочется обрести друзей. Он и это делает активно. Например, подходит на физкультуре к Никите и говорит:
- О, я видел, как хорошо ты подтягивался. Ты молодец, работаешь над собой.
Никите вначале это нравится, и они начинают вместе общаться. Петя все время что-то делает и постоянно говорит другу:
- О, я это смог. А ты так сможешь?
читать дальше
Пете очень нравится его друг - наконец-то ему попался человек с правильным пониманием! Он приходит в такую радость, что не дает себе заметить, что Никита отличается от его фантазий о нем. А вот Никита ни на минуту не забывает и постоянно переживает, что отличается от того, что в нем видит друг. Некоторое время Никита старается мочь, но постепенно у него накапливается усталость и раздражение. Никита зажат той системой ценностей, которой живет Петя, а противопоставить ей что-то свое он не может - чувствует, что хочет, но не находит нужных слов. С точки зрения Пети, люди делятся на маминых слабаков и хозяев своего слова. Что там за семья, - с завистью думает Никита, - какие они все, наверное, серьезные люди, и почему мои предки не такие?
В последнее Петя развивает и эмоциональный интеллект, слушая эфиры психологов. В соответствие с их советами, он много уделяет внимания другим, расспрашивает их. Он проактивен, много проявляет себя. Однако друзей нет (есть Никита, но он почему-то очень занят в последнее время).
В какой-то момент Пете попадается лектор, который говорит, что с людьми нужно быть помягче. Это совсем не соответствует его ценностям, но одиночества столько, что он решает взять себя в руки и попробовать. Лектор предлагает интересоваться другими людьми, да еше и не судить строго, а рассматривать чужие черты через то лучшее, что есть в них. Для отработки навыка Петя выбирает «ботаника» Николая с последней парты. Он подходит к нему и говорит:
- Вот я такой человек-огонь, а ты, я смотрю, очень усидчивый и вдумчивый, спокойный.
Николай оказывается не очень рад, несмотря на то, что Петр очень старался.
В чем ошибка Петра? В том, что он все еще рассматривает людей через призму своих ценностей и статичной, жесткой типологии. Он многое не видит, а ему многое не хотят показать. Николай, к примеру, может быть очень активным человеком на своем научном семинаре, он может ценить и жить чем-то своим, в ролевой тусовке быть знатным и элегантным вампиром, например. При этом он также может быть знатным невротиком и выражать себя только при стабильной поддержке (то, что говорит Петр - не поддержка). Ну или в силу того, что ему есть где и с кем развернуться. А с Петром сложно протолкнуться через систему его жестких критериев, сказать «а я себя по-другому вижу!» и бесконечно настаивать на этом. Даже если бы у Николая был такой навык, часто это усилие не стоит результата - люди скорее пойдут «размещаться» в другие отношения, где это сделать проще.
Петр хвалит социальную маску Николая, и естественно, Николая это не трогает, потому что это скучно. Местами даже огорчительно - «и это все, что ты в состоянии во мне увидеть?»
Предположить в себе проецирующего человека можно по ряду косвенных признаков:
Вы слишком много знаете о других, часто интуитивно схватываете человека. Да что мелочиться, вы просто знаете жизнь.
Вы сравниваете чужое внешнее со своим внутренним.
Вы интересуетесь психологией, но у вас есть собственная теория всего. Характерными чертами ваших любимых теорий является определенность и окончательная ясность.
В вашей речи много «ты-сообщений» («такой милый человек, как ты, наверняка любит готовить»), («у тебя дневник типичной мамочки, ты наверняка любишь своих детей! как приятно смотреть на это!»)
Вам не хочется расспрашивать другого и не интересно узнавать, как он видит ту или иную проблему. Долго слушать других утомительно, вы все это где-то уже слышали.
Вам хочется расспрашивать другого, но ваш фокус внимания при этом на себе - «ваше» это или нет. Если то, что сказал другой, вам непонятно или «не ваше», вы теряете интерес.
Иногда вас много в разговоре и вы увлечены, при этом недоумеваете, почему другой не увлечен и вял. Но вы быстро находите этому объяснение.
Можно посоветовать:
Занять у Николая его избыток мнительности-сомнительности, это поможет притормозить вам и облегчит ношу Николая.
Стоит больше вслушиваться в других и, если реакция других вас удивляет, то попробовать увидеть историю глазами другого человека. Как можно увидеть реальность, если реагировать на нее так? Представьте себя чувствующим то, что чувствует другой человек, но не думайте в этот момент ни о его «неправоте», ни о своей «неправоте».
Если все стало еще более непонятно, это даже лучше! Немного покультивируйте в себе эту растерянность. Вы можете даже зауважать свою способность оказываться растерянным, потому что именно из нее можно уточнить у другого человека его чувства и мнение, и узнать что-то новое.
Если вы понравились человеку, он будет хотеть говорить именно с вами (не обольщайтесь насчет любителей говорить везде). Подарите ему эту радость, но учтите, что вы открыли ящик пандоры и на вас уже набросили паутину проекций. Приятных:-) От этого может стать приятно и вам. Проекции - это по сути всего лишь предположения о другом, на которые мы сами же эмоционально и включаемся. Люди не могут не предполагать и не оценивать. Проблема в том, что очень часто они это делают однобоко и грубо. В дружбе эти проекции постепенно будут уточняться и усложняться. Это и есть тот самый опыт отношений, который позволяет разглядеть что-то еще за пределами своего уникального «я».
--
я психолог, гештальт-терапевт, мой телеграмм канал Психологическое гнездо