telegram Психологическое гнездо
Наверное, самая острая и болезненная тема для молодых и юных людей - травма несправедливости.

Нагрубил врач в поликлинике? Педагог оказался отчужден и пристрастен? Родитель проявил несдержанность и эгоизм?

Неизжитая несправедливость может откликнуться в будущем, когда человек взрослеет и сам осваивает "родительские" роли. Там он может столкнуться с двойным прессингом. Например, молодой врач, устроившийся работать в поликлинику окажется зажат в тиски непомерными требованиями сверху, с одной стороны, и настойчивыми пациентами, с другой. С педагогом та же история - с одной стороны, куча обязанностей и коммуникативные перегрузки. С другой, студенты, желающие объективной и индивидуальной работы. "Стимулируемые" меж тем невысокими зарплатами, все эти люди рискуют быстро очерстветь и оказаться способными уже наносить травмы несправедливости другим. Как говорили в детской игре, "передай другому с той же силой".

Несмотря на внешнюю черствость, внутренне это переживается как взросление и понимание, достижение некоторого инсайта. Теперь человек может увидеть и признать правоту былых обидчиков. Чувство собственной правоты, каким невинным бы оно ни было в начале, разворачивается до сокрушающей силы. "Теперь-то я знаю, что меня папка за дело ремнем порол!"

Эмоциональный подъем, который субъект ощущает от собственного праведного гнева, кажется приятным. Поэтому это наркотик, от которого трудно отказаться. Но все это не означает изживание травмы. Оно лишь сдвигает человека по известному треугольнику Карпмана, перемещая бывшую Жертву в Тирана. Появляются новые Жертвы чьей-то черствости и одержимости идеями.

В то же время, имхо, исцеление несправедливости действительно возможно через нахождение в старших ролях.

Оказавшись в разных ролях внутри какой-то системы, начинаешь понимать ее функционирование. Это позволяет увидеть случившееся как системную неполадку, а не возлагать вину и досаду на избранного "злодея".

Конечно, это не обеляет и не оправдывает ни насилие, ни равнодушие конкретного человека. Факт ущерба, произошедший с вами, остается неоспоримым фактом.

Опыт пребывания в разных социальных ролях выводит человека за пределы системы, в которой он так и не был увиден, услышан, понят и достаточно поддержан. Это позволяет посмотреть на нее отстраненно, увидеть ее ограничения и перестать ее считать единственно возможной, естественной и справедливой. Так приходит взросление, а юношеская страсть и ярость сменяется печалью.

Возможность удерживать в голове всю картинку одновременно, не заваливаясь с головой ни в горькую правду жертвы, ни в пафосную правду преследователя, является точкой внутренней опоры и важной вехой развития. Такое состояние "объемного видения", будучи пережитым эмоционально и телесно, дает гарантии, что больше мы не поранимся о старое.