telegram Психологическое гнездо
Недавно здесь в комментах заходила речь о том, как мы нагружаем послания своим смыслом.
Я обещала красивый пример из лекций.
Гештальт-терапевт М. Спаньоло-Лобб рассказывает о воспитании человека по типу нарциссического расширения. Т.е. это когда ребенок в семье является важным человеком для мамы или папы. Он не востребован в своей спонтанности и в своих детских интересах, зато востребован как некая важная функция. Например, математик для самолюбия папы.
Особенность таких клиентов во взрослой жизни в том, что они чувствуют себя одинокими, изолированными от остальной массы людей, стараются быть полезными и не могут пережить спонтанный контакт.
пример диалога про то, как клиента с нарциссическими чертами легко прервать в его удовольствии:
- (клиент расслабленно болтает с кем-то) А ты знаешь, что наша авиакомпания выкупила вашу авиакомпанию?
Ему столь же расслабленно отвечают:
- Ну да, три дня назад это было в газетах.
Клиент слышит это таким образом: "Да, тебе стоило это знать. А твое спонтанное любопытство здесь никому не нужно."
Я обещала красивый пример из лекций.
Гештальт-терапевт М. Спаньоло-Лобб рассказывает о воспитании человека по типу нарциссического расширения. Т.е. это когда ребенок в семье является важным человеком для мамы или папы. Он не востребован в своей спонтанности и в своих детских интересах, зато востребован как некая важная функция. Например, математик для самолюбия папы.
Особенность таких клиентов во взрослой жизни в том, что они чувствуют себя одинокими, изолированными от остальной массы людей, стараются быть полезными и не могут пережить спонтанный контакт.
пример диалога про то, как клиента с нарциссическими чертами легко прервать в его удовольствии:
- (клиент расслабленно болтает с кем-то) А ты знаешь, что наша авиакомпания выкупила вашу авиакомпанию?
Ему столь же расслабленно отвечают:
- Ну да, три дня назад это было в газетах.
Клиент слышит это таким образом: "Да, тебе стоило это знать. А твое спонтанное любопытство здесь никому не нужно."
Я понимаю, что по реакции я могу сделать вывод, что у человека есть какие-то негативные ассоциации с озвученным мною, но поскольку я не подписывалась копаться в чужом багаже, да и разрешения на это мне человек не давал, я испытываю затруднения при коммуникации с такими персонажами. Я себя ощущаю подростком в аптеке, которому надо произнести слово "презервативы", и который не может предсказать реакцию кассира. То есть вроде и надо бы человека вернуть в конструктивное русло, но вот что сказать, чтобы он успокоился, если его багажа я не знаю? Не заденет ли его еще больше то, что я скажу? Или есть что-то усредненное? Единственное, что приходило мне на ум - обозначать то, что я услышала человека. Но это работает через раз. В чужом понимании частенько "услышать" идет неразрывно со "сделай мне удобно, а раз не делаешь - ты нифига не услышала". Например:
- Извини, если мой вопрос тебя чем-то задел (обозначение, что я вижу причиненные неудобства и извиняюсь за то, что приходится их причинять), но мне нужно услышать ответ.
- Ах, если бы ты знала, как мне неприятно, ты бы не задавала таких вопросов (ожидание, что неудобную тему не будут шевелить).
Но стоп-стоп-стоп, я а) не знаю, б) у меня нет индульгенций на археологические раскопки в душе собеседника, в) мне все же надо услышать ответ. И вот тут я становлюсь буквально дьяволом в глазах человека, раз смею не отвалить покорно, а настаивать на ответе, и он еще больше себя накручивает.