telegram Психологическое гнездо
Иногда бывает, что присутствие другого человека рядом с собой выносить особенно тяжело. Особенно в какие-то наиболее острые моменты, когда он наиболее непереносим в своих проявлениях. Это может выражаться в следующих признаках:
фокус этого напряжения залипает на себе: возникают какие-то смутные напряжения внутри себя, иногда телесные симптомы, такие как, например, головная боль, одышка, изжога
или наоборот фокус этого напряжения, минуя себя, переносится на другого: возникает нестерпимое желание критиковать другого и доводить до него его неправоту
Для того, чтобы это напряжение уменьшить, можно прекратить мучать себя, мучать другого и задать себе уточняющий вопрос - что я хочу от другого?
Это очень сложный вопрос, потому что в бытовом плане люди привыкли мыслить примерно так - «А он..а я..а он делает, а он сказал, а так неправильно, а я все делаю правильно» и т.п. Но иногда бывает, что этого недостаточно, и тогда ситуация требует разбирательства, а не рассуждения о правоте-неправоте. И, такое разбирательство нередко приходится начинать с себя, так как другой не очень доступен для таких тонких вещей. Это происходит вопреки житейской логике, что другой кажется мне неправым - вот он пусть исправляется. Но психотерапия имеет свою логику, которая порождает вопрос - «а сам-то я что я хочу от другого?»
Как пользу, так и сложности этого вопроса я бы хотела описать в ряде последующих очерков.
Ответить на такой вопрос не всегда легко.
1. Ну, во-первых, потому, что человек может быть просто не психологизирован.
Психологизирован - это когда человек в хорошем контакте со своей психикой. То есть, почувствовав напряжение, он может задержаться на нем, но не чтобы терпеть или болеть головой, а чтобы немножко структурировать его внутри себя и в нем разобраться.
Человек, который этого навыка не имеет, не плохой и не неполноценный. Просто у него другой путь. У него нет привычки задавать себе эти вопросы. Возможно, у него есть привычка сразу же переводить напряжение в конкретное действие, например, разразившись критикой в адрес плохого, неприемлемого другого.
Любые наши привычки формируются как слепок с той среды, где они были вполне нормальными и помогали. Так, например, привычка постоянно и энергично критиковать и «наезжать» может сформироваться в среде эмоциональных людей, где все происходит очень быстро. Из-за этого не надо обдумывать свои намерения, оптимальнее сначала собеседника нейтрализовать и отстоять свое «я» (а в таких средах воспитания оно, при всех прилагающихся колючках, хрупковато).
Вариант оборонительной реакции против другого, минуя себя, может также возникнуть при временном попадании в тяжелые жизненные обстоятельства. Даже если и сформировался этот культурный слой, при зашкаливающие напряжении он временно не востребован.
Теперь о том, а как же начать останавливаться и обращать внимание на себя, свои мотивы, возможности и последствия. Этот скилл прокачивается на психотерапии. При принципиальном нежелании класть на это усилия прогноз психотерапии (а не жизни и не судьбы) отрицательный, потому что она замешана на формировании привычек думать и проживать чувства, а не плеваться ими. Если желание воздействовать на другого человека (заставить делать по-своему, читать нотации, отвергать) периодически меняется желанием во всем разобраться, а потом снова рвать и метать и шло бы оно все, прогноз терапии несколько лучше.
Но только тут важно не устраивать психологу качели с записями и отменами сессий, а выдержать и дойти до сессии, чтобы проговорить эту невыносимость словами. Словами - это «не психологическом».
Но психотерапия это одна из культурных практик, миллион людей живет без нее, но кому-то она помогает.
В сильном огрублении это кейс, когда вопрос «а что лично я хочу от другого?» вместо утверждения «ах ты такой-сякой!» не возникнет, потому что ему неоткуда взяться.
Если вы открыли эту статью и дочитали до этого места, скорее всего, вы психологизированы:-)
2. Одна из причин, по которым невозможно признать свое «хочу от другого» - это преждевременно прерывать себя тем, что «это же невозможно» и «он же не станет». читать дальше
==
В следующей части мы разберем затруднения Даши и сделаем выводы.
Также эта будет опубликовано в моем профессиональном телеграмме - ваши подписки, репосты и простое человеческое внимание поспособствуют развитию этого канала.
До летних встреч!


Для того, чтобы это напряжение уменьшить, можно прекратить мучать себя, мучать другого и задать себе уточняющий вопрос - что я хочу от другого?
Это очень сложный вопрос, потому что в бытовом плане люди привыкли мыслить примерно так - «А он..а я..а он делает, а он сказал, а так неправильно, а я все делаю правильно» и т.п. Но иногда бывает, что этого недостаточно, и тогда ситуация требует разбирательства, а не рассуждения о правоте-неправоте. И, такое разбирательство нередко приходится начинать с себя, так как другой не очень доступен для таких тонких вещей. Это происходит вопреки житейской логике, что другой кажется мне неправым - вот он пусть исправляется. Но психотерапия имеет свою логику, которая порождает вопрос - «а сам-то я что я хочу от другого?»
Как пользу, так и сложности этого вопроса я бы хотела описать в ряде последующих очерков.
Ответить на такой вопрос не всегда легко.
1. Ну, во-первых, потому, что человек может быть просто не психологизирован.
Психологизирован - это когда человек в хорошем контакте со своей психикой. То есть, почувствовав напряжение, он может задержаться на нем, но не чтобы терпеть или болеть головой, а чтобы немножко структурировать его внутри себя и в нем разобраться.
Человек, который этого навыка не имеет, не плохой и не неполноценный. Просто у него другой путь. У него нет привычки задавать себе эти вопросы. Возможно, у него есть привычка сразу же переводить напряжение в конкретное действие, например, разразившись критикой в адрес плохого, неприемлемого другого.
Любые наши привычки формируются как слепок с той среды, где они были вполне нормальными и помогали. Так, например, привычка постоянно и энергично критиковать и «наезжать» может сформироваться в среде эмоциональных людей, где все происходит очень быстро. Из-за этого не надо обдумывать свои намерения, оптимальнее сначала собеседника нейтрализовать и отстоять свое «я» (а в таких средах воспитания оно, при всех прилагающихся колючках, хрупковато).
Вариант оборонительной реакции против другого, минуя себя, может также возникнуть при временном попадании в тяжелые жизненные обстоятельства. Даже если и сформировался этот культурный слой, при зашкаливающие напряжении он временно не востребован.
Теперь о том, а как же начать останавливаться и обращать внимание на себя, свои мотивы, возможности и последствия. Этот скилл прокачивается на психотерапии. При принципиальном нежелании класть на это усилия прогноз психотерапии (а не жизни и не судьбы) отрицательный, потому что она замешана на формировании привычек думать и проживать чувства, а не плеваться ими. Если желание воздействовать на другого человека (заставить делать по-своему, читать нотации, отвергать) периодически меняется желанием во всем разобраться, а потом снова рвать и метать и шло бы оно все, прогноз терапии несколько лучше.
Но только тут важно не устраивать психологу качели с записями и отменами сессий, а выдержать и дойти до сессии, чтобы проговорить эту невыносимость словами. Словами - это «не психологическом».
Но психотерапия это одна из культурных практик, миллион людей живет без нее, но кому-то она помогает.
В сильном огрублении это кейс, когда вопрос «а что лично я хочу от другого?» вместо утверждения «ах ты такой-сякой!» не возникнет, потому что ему неоткуда взяться.
Если вы открыли эту статью и дочитали до этого места, скорее всего, вы психологизированы:-)
2. Одна из причин, по которым невозможно признать свое «хочу от другого» - это преждевременно прерывать себя тем, что «это же невозможно» и «он же не станет». читать дальше
==
В следующей части мы разберем затруднения Даши и сделаем выводы.
Также эта будет опубликовано в моем профессиональном телеграмме - ваши подписки, репосты и простое человеческое внимание поспособствуют развитию этого канала.
До летних встреч!